Русборг — 2012
Основное содержание программы.
Организаторы фестиваля — Объединенная Дружина «Южная Русь». Хронологический период реконструкции: 9 в. — первая половина 11в. Фестиваль будет проводиться в урочище Змеиная Гора (с.Яблоново, Краснинского района, Липецкой области). Основными мероприятиями фестиваля являются: массовые сражения, штурм укрепления, конкурсы и исторические состязания.
Подготовительный этап:
С 1-го по 9-е мая ведутся работы по подготовке места проведения фестиваля (ремонтируется крепость, разбивается лагерь, подготавливается инфраструктура). Работы ведутся силами ЛОМОО ВИК «Копьё» и волонтерами из других клубов.
Программа фестиваля:
1 день (9 мая).
Заезд участников фестиваля.
16:00 — Обед.
17.00 — Общее построение бойцов, проверка оружия.
17.30 — Бугурты (лесной, хитовый).
20:00 — Совет командиров.
2 день (10 мая).
09:00 — завтрак.
11:00 — Манёвры на местности.
15:00 — Обед.
15.30 — Соревнования (турнир по фехтованию, ладейный бой, метание сулиц, камень, бревно, луки).
17:30 — Штурм Крепости.
20:00 — Совет командиров.
3 день(11 мая),
09:00 — завтрак.
10:30 — Командные соревнования (скандбол и женский ирландский футбол).
15:00 — Обед.
16.00 — Общее построение бойцов, проверка оружия.
16:30 — Штурм Крепости.
19:00 — Турнир по тавлеям.
21:00 — Награждение победителей у Большого Костра.
4 день (12 мая).
(«день туриста»).
09:00 — завтрак.
10:00 — общая строевая тренировка.
12:00 — Общий сбор на показательное выступление, все бойцы в железе.
13.00 — Начало показательного выступления. Выступление музыкантов. Работает ярмарка и таверна. Построение клубов.
13.10 — проверка оружия.
13.20 — турнирные поединки ( индивидуальные поединки, бой ведется 1,5мин, необходимо нанести 10 точных попаданий по противнику).
13.40 — строевая. Построения: — «стена», «клин», «круг», «разворот», «черепаха».
14:00 — 10мин на поправку снаряжения.
14:10 — показательные сражения (бугурты). Бойцы делятся на четыре команды, сражение до одного попадания. Каждая команда за себя, четыре сражения.
14:30 — 5мин на поправку снаряжения.
14:35 — Метание Сулиц, показательное выступление финалистов.
14:45 — Финал Скандбола.
15:20 — Штурм Крепости.
16:00 — конец показательного выступления.
16.00 — 18.00 — Отдых.
18:00 — Чествование отличившихся в сражениях и общий костёр.
5 день (13 мая).
Разъезд.
Правила фестиваля.
Допуск до участия в фестивале.
Допуск осуществляется двумя способами:
1. Допуск по фото.
Фото каждого члена клуба выкладываются в Интернет, обязательно наличие фото в костюме и в доспехе (для мужчин). Фото выкладываются на ресурс, не требующий регистрации, ссылка на фото выкладываются в специальном разделе форума ОДЮР — «Паспортизация». Размер фотографии не менее 800Х1200 пикселей и не более 1500Х2300.
Как фотографироваться?
Нужно сделать две фотографии, одну в костюме и вторую в полном вооружении (девушки — одно фото костюм).
Фотографироваться нужно в полный рост, стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Голова ровно, взгляд прямо. Без патетических поз. Оружие ближнего боя держать в правой руке, в положении при котором чётко просматривается его конструкция. Щит в левой руке, в полоборота.
Задник фото должен быть светлым. В целом фото должно быть контрастным, без теней и размытости. Без обработки в фотошопе.
Каждый клуб создаёт тему и выкладывает туда ссылку на фото, либо сами фото своих членов. Проверка начинается после выкладывания фото ВСЕХ членов клуба.
Для каждого участника фото которого выкладывается в теме, должны быть указаны ФИО, реконструируемый этнос, регион, период и статус.
В начале темы с Вашими фото указывайте е-майл, куда Вам будет выслано приглашение, либо вопросы по комплекту и пожелания по изменению в нём. Организаторы оставляют за собой право на определение того, что соответствует, либо не соответствует требованиям фестиваля. Если вещь вызывает вопросы, предоставьте по ней источник. После получения подтверждения прохождения паспортного контроля, клубу высылается форма заявки.
Дополнительные рекомендации по тому, какие вещи не проходят допуск можно посмотреть на нашем сайте в разделе «Статьи» — http://south-rus.org/articles/?aid=11.
2. Допуск по паспорту костюма.
Порядок подачи паспорта.
Желающие участвовать в конкурсе паспортов подают заявки до 20 марта и в разделе Паспортизация создают ОТДЕЛЬНУЮ тему с паспортом для конкурса паспортов.
Фото в костюме и доспехе выкладывается в Интернет, на любой фотоархив, ссылка на фото и описание выкладываются в специальном разделе форума ОДЮР — «Паспортизация».
В начале темы с Вашими паспортами указывайте е-майл, куда Вам будет выслано резюме, либо пожелания по изменению в паспорте. Также, обсуждение паспортов возможно в разделе «Паспортизация», в Вашей теме.
Ваша работа, паспорт костюма, должен находиться в открытом доступе. Поэтому ссылки на ресурсы требующие регистрации не принимаются ( Вконтакте и т.п.).
Все подавшие паспорта костюма участвуют в заочном Конкурсе Костюма. Победителя определяет Паспортная Комиссия из представителей клубов участников. Победитель получает специальный приз.
Правила заполнения паспорта костюма/вооружения.
Как фотографироваться на допуск и на паспорт костюма?
Нужно сделать две фотографии, одну в костюме и вторую в полном вооружении.
Фотографироваться нужно в полный рост, стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Голова ровно, взгляд прямо. Без патетических поз. Оружие ближнего боя держать в правой руке, в положении при котором чётко просматривается его конструкция. Щит в левой руке, в полоборота.
Задник фото должен быть светлым. В целом фото должно быть контрастным, без теней и размытости. Без обработки в фотошопе.
Содержание.
1. Краткая характеристика Вашего амплуа. Должна осветить три главных момента.
Регион.
Период.
Социальный статус.
Фото костюма/доспеха на вас.
2. Описание предмета. Должно включать в себя.
1. место находки.
2. датировка: отнесение объекта специалистами к определённому периоду, исходя из места находки, аналогий, привязок и т.д.
3. публикация — библиография.
4. дополнительная информация: ваши соображения по поводу вещи, которые вы считаете необходимым сообщить.
Обязательно в костюме должны быть описаны:
все элементы одежды (рубахи, штаны, плащи, кафтаны, шапки и т.д.).
обувь.
пояса.
сумки.
украшения.
Обязательно в вооружении должны быть описаны:
шлем,
доспех,
оружие ближнего боя.
щит.
При заполнении паспорта все элементы которые не просматриваются на общем фото должны быть прокомментированны отдельным фото.
Женский костюм.
Принцип тот же. Описываются:
1. платья
2. передники и т.п.
3. Обувь.
4. косынки.
5. Верхняя одежда
6. Аксессуары (с подразделами: фибулы, пояса, амулеты и т.п.)
7. Сумки.
8. Плащи
Порядок оформления заявки участника.
Форма заявки получается от нас по е-майл после подтверждения прохождения контроля.
Заполненная форма отправляется на е-майл организаторов, указанный в бланке заявки.
Если вы не подали заявку или ее, на момент окончания срока приема, не приняли — вам будет отказано в участии.
Явочная система регистрации на фестивале не предусмотрена, т.е. появившиеся без предварительной заявки не будут допущены на мероприятие и не смогут принять в нем участие.
Отсылка заявки организаторам мероприятия автоматически означает, что вы ознакомлены и согласны со всеми Правилами Фестиваля.
Сроки подачи заявок — 01.02.2012 — 20.04.2012.
Спорные ситуации допуска.
Возможна ситуация когда человек прошедший контроль, по каким-либо причинам, не смог поехать на фестиваль. Клуб решил взять другого человека в последний момент. В такой ситуации явочная регистрация допустима, при условии, что новый участник одет и вооружён вещами проходившими паспортный контроль. При этом, оргкомитет оставляет за собой право не допускать такого участника, если оргкомитет не предупредили о такой замене любым способом (звонок, емайл, смс и т.д.) или его снаряжение не проходило паспортный контроль. Проживать в лагере фестиваля случайные люди не будут. Возможно проживание с водителями на организованной стоянке.
Про водителей. Во избежание спорных и конфликтных ситуаций, необходимо заранее решить, как и где они будут проживать. Если Ваш клуб считает что водитель является его неотъемлемой частью, он должен пройти контроль снаряжения на общих основаниях и выполнять ВСЕ требования правил (т.е. курить в курилке и всё остальное). Если он только водитель, то обговорите с ним заранее проживание на стоянке в авто, либо в неантуражной палатке на территории автостоянки.
Регистрация:
- круглосуточная регистрация будет организована на посту охраны, там же будут выдаваться значки участника. Люди без значков в лагере будут изыматься;
- при себе иметь паспорта всех членов делегации клуба и распечатанную форму заявки;
-перед установкой историчных палаток человек ответственный за группу должен сообщить о прибытии Коменданту лагеря, получить у него мешки для мусора, узнать расположение туалетов, водозабора и места для курения;
- палатки ставятся в соответствии с заданной организаторами планировкой;
Еда, питье и готовка еды:
- участники сами заботятся о еде и приготовлении пищи, вода доставляется оргкомитетом;
- использование тарелок и кружек только из историчных материалов (дерево, глина, стекло и рог);
- и пожалуйста помните, что каждый уважающий себя Славянин и Викинг имеет свой собственный нож и деревянную ложку;
-для приготовления еды можно использовать только историчные горшки, котлы или сковороды. Вся пластмасса, банки и прочие обертки должны быть хорошо спрятаны из поля зрения (у вас есть ваши палатки для этого);
-организаторы обеспечивают наличие дров (сухостой);
- приготовление пищи осуществляется на организованных костровищах.
Общие рекомендации по костюму.
Одежда участников:
-каждый участник должен носить историческое платье (стилизация или реплика одежды 9 — 11-го столетия) прошедшее контроль;
- никаких часов, современных драгоценностей и солнечных очков;
- не носить неисторичных туфель;
- курить только в специально оборудованном месте, по всей территории исторического лагеря курение запрещено (контролируется комендантом).
- неиспользовать мобильные телефоны. Если Вы хотите поговорить, сделайте это в вашей палатке либо в местах курения.
Вооружение участников:
- Каждый участник мужского пола должен иметь как минимум одну единицу наступательного вооружения соответствующего периода (9- нач. 11вв.);
- Каждый участник фестиваля, желающий принимать учстие в бугуртах и штурме крепости должен помимо наступательно вооружения иметь минимум защитного вооружения: шлем и щит (для копейщиков и бродексёров достаточно только шлема);
- Всё вооружение должно соответствовать периоду фестиваля (9- нач. 11вв.) (допускаются более ранние вендельские шлемы), требованиям организаторов фестиваля (указаны в соответствующей статье), а также быть допущено комиссией паспортистов.
- Любые доспехи и оружие не соответствующие периоду к участию не допускаются.
- Оружие не проходившее паспортный контроль и привезённое, складывается в оргкомитет до конца мероприятия.
- С 2012 года кольчужные изделия выполненные из сведёных колец не допускаются к использованию.
Принцип заимствования.
Заимствование возможно только из соседнего региона. Заимствовать, через регион нельзя. Т.е., условно говоря, имеем регионы: Европа, Скандинавия, Русь, Степь, Восток. Если Вы делаете Сканда, то можете заимствовать у Руси и Европы. Брать степные вещи нельзя. Если делается Русь, то соседние регионы Степь и Скандинавия. Если Степь, то Восток и Русь. Конечно, классификация условна и не отражает всего спектра, поэтому любое заимствование не входящее в эту упрощённую модель необходимо обосновать источником.
Транспорт:
- машины участников могут находиться только на территории организованной охраняемой автостоянки (500м от лагеря).
Экологические правила:
- мусор выбрасывать только в отведенных местах, в противном случае возможна дисквалификация с мероприятия;
- пользоваться только обустроенными туалетами;
- по окончанию мероприятия все следы пребывания должны быть убраны (контролируется Комендантом).
- разведение костров без согласования с Комендантом запрещена.
- нарушение экологических правил может привести к дисквалификации, либо к недопуску до последующих мероприятий ОДЮР.
Общие правила поведения:
- запрещены современные музыкальные инструменты и исполнение песен тематика которых не соответствует формату фестиваля;
- не желательны беседы в антураже о компьютерных играх, обсуждение космических кораблей и тому подобные темы, не характерные для раннего средневековья;
- запрещено использование в широких масштабах ненормативной лексики;
- запрещены любые агрессивные действия участников по отношению к друг другу и к зрителям (все конфликтные ситуации должны решаться мирным путем, если необходимо, с участием организаторов мероприятия).
- в «день туриста» до проведения показательных выступлений и бугуртов перед зрителями УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ЗАПРЕЩЕНО. За нарушение — дисквалификация с мероприятия.
Команда организаторов:
Общее руководство мероприятием — Паль, по общим вопросам -spear-yelets78@mail.ru.
ICQ: 387162828.
Регистрация — Рагнар — rusborg@mail.ru.
Комендант лагеря — Кнуд (ВИК «Копьё»).
По конкурсам:
Бугурты и война в «день туриста» — Паль.
Строевая подготовка — Кэп (ВИК «Шатун» г.Волгоград).
Турнир — Борислав (ВИК «Славянский Сокол» г.Москва).
Лучный турнир — (Кеша Муромский г.Муром).
Сулицы — Лапси Карху (ВИК «Свинфюлькен» г.Москва).
Бревно и камень — по согласованию на месте.
Скандбол — «Чёрная Щука» (Мск).
Кубб — Лапси Карху.
Женский футбол — Ольга Вараева (ВИК «Рарог» г.Курск).
На месте проведения фестиваля по любым организационным вопросам, для уточнения расписания и т.п., можно обращаться в справочную находящуюся в лагере ОД «Южная Русь» под вывеской «Информация».
Правила маневров.
Общие правила:
- в случае возникновения спорных ситуаций обращаться к маршалу.
- все участники боя должны иметь металлический шлем.
Запрещенные приемы:
- уколы (кроме копий);
- удары небоевой частью оружия (эфесы, древки копий и топоров);
- борцовские приемы;
- удары в непоражаемые зоны (руки ниже локтя, ноги ниже колен, лицо и затылок).
Правила применения оружия.
Бой ведётся до одного попадания.
Попадания вне зоны поражения не засчитываются.
Ручное.
Зона поражения ручным оружием– корпус «майка», ноги до колен, руки до локтя, голова. Копьём — тоже, кроме головы.
Копьё пробивает любые доспехи с одного попадания.
Гуманизация клинкового оружия и топоров — кромка минимум 2мм, скругления углов топоров и острия меча — монета 1 рубль. Ширина лезвия топора минимум 50мм.
Гуманизация копья — круглой площадкой диаметром не менее 30мм со смягчителем, наконечник надёжно зафиксированный на древке, либо кожанная насадка на наконечник копья армированная металлом и обеспечивающая на острие мягкую площадку диаметром 30мм.
Решение о недопуске принимают маршалы.
Метательное.
Зона поражения метательным — корпус «майка», ноги до колен, руки до локтя. Преднамеренное попадание в голову = дисквалификации стрелявшего и продолжение им войны обычным пехотинцем.
Гуманизация: сулицы — мягкий наконечник с диаметром ударной площадки не менее 30мм, стрелы — мягкий наконечник (гумпайк или аналог).
Ламеллярные панцири не пробиваются метательным.
Попадание в корпус — убит, в конечность — только отказ конечности.
Соответствие заявленному периоду:
К участию в боевых действиях на мероприятии допускаются только те доспехи и вооружение, которые могут быть отнесены к заявленному периоду.
Контроль историчности осуществляется организаторами мероприятия. Все доспехи и вооружение не соответствующие заявленной эпохе не будут допущены, в случае их использования в обход требований, лицо применившее их будет дисквалифицировано.
1. Штурм укрепления.
Все участники по результатам жеребьевки делятся на две группы. Каждая группа пытается удержать укрепление (после первого штурма будет оговорено время на ремонт).
Организаторами в ходе подготовки к фестивалю будет отремонтировано укрепление (бревенчатое укрытие 15 на 15 метров, с рвом — ширина рва 2м, глубина 1,5м).
Участники могут по своему вкусу достроить укрепление, либо оставить как есть. При строительстве запрещено пользоваться бензопилами, только топоры, пилы и любой шанцевый инструмент (предпочтительнее антуражный). Запрещено использование травмоопасных методов постройки укреплений (вертикальные заостренные колья, волчьи ямы и т.п.). Желательно использование для строительства сухостоя.
Во время штурма штурмующая сторона имеет право разрушать укрепления по своему усмотрению. Для произведения разрушений можно использовать шанцевый инструмент и любые средства изготовленные осаждающими (тараны, лестницы, различные прикрытия). Можно пользоваться для вытаскивания бревен крючьями и «кошками», но ни в коем случае не забрасывать их, только зацеплять вручную.
2. Бугурты.
Требования по доспеху и вооружению общие. В интересах безопасности запрещено использование метательного оружия в бугуртах «стенка на стенку». Также запрет на метательное вводится при наличии зрителей во время дня показательного выступления.
Задача команды в бугурте — вывести из строя максимальное количество противников разрешёнными приёмами.
Виды бугуртов — «стенка на стенку», «лесной», «штурм холма»(задача — захват высоты), «бой за знамя» (задача — захват знамени, т.е. боец противника схватился за древко знамени).
Примечания:
Организаторами приветствуется:
- наличие нормального защитного вооружения (ламелляры, кольчуги, бармицы на шлемах, рукавицы),
- не уродующая скрытая защита.
Организаторами НЕ приветствуется:
1.мечи весом менее 1кг и более 2кг,
2. грязное, нечищеное оружие и доспехи.
Конкурсы.
1. Метание сулиц.
Общие требования к участникам: каждый участник, выходя на рубеж, должен иметь — шлем на голове, круглый щит не менее 70см диаметром с кулачным хватом, три метательных копья-сулицы.
Не допускаются снаряды с петлями, копьеметалками и т.д. Весь арсенал предъявляется участником судье до соревнования. Судья может предложить заменить сулицу или предложить воспользоваться судейским арсеналом. Решения судьи является окончательным и не может быть оспоренным. Во время соревнований ведется протокол, который может быть предъявлен участникам после соревнований или вывешен на информационном стенде (если такой будет). В дальнейшем протокол будет сдан организаторам фестиваля.
Предлагается три рубежа: первый — 6 метров, диаметр цели 60см, одно попадание — 1 очко; второй — 9 метров, диаметр цели 75 см, одно попадание — 2 очка; третий — 12 метров, диаметр цели 90см, одно попадание — 3 очка. Центра у мишеней (круги диаметром 15см) будут выделены (имитируем умбоны) и попадание в них засчитано не будет. Разрешен небольшой разбег. Перед началом соревнований участникам будет предложено сделать по три пристрелочных броска. Дистанцию для них (6 — 9 или 12 метров) участник выбирает самостоятельно. Размещены мишени будут на уровне груди. Броски в зачет выполняются сериями по 3 на каждом рубеже.
+ метание на дальность (четвертый рубеж): Судейская бригада перед бросками размечает рубеж с дорожкой с маркированным шагом 1 метр. Побеждает тот, чья сулица пролетит дальше и воткнется в землю. Не будут засчитаны броски, от которых пойдут рикошеты или скольжение сулицы по земле. Разрешен 3х метровый разбег. Один бросок пристрелочный, один в зачет (разрешен один переброс). Подсчет очков предлагается такой — победителю 5 очков, второе место 3 очка, третье место 1 очко.
Максимальная сумма набранных очков — 23 (т.е. 3х3 + 3х2 + 3х1 + 5).
2. Метание камня.
Камень предоставляется организаторами (ок15кг). Три попытки. Победитель — тот кто дальше забросит.
3. Метание бревна.
Бревно 2м длиной, 10см толщиной, сосна. Три попытки. Победитель — тот кто дальше забросит. Способ броска выбирает сам бросающий.
4. Турнир.
Правила.
Участники становятся кругом и первый вышедший внутрь круга выбирает себе противника. Выигравший остаётся в кругу и сразу же выбирает себе другого противника (проигравший соответственно выбывает). Выигравший 2 поединка возвращается в круг и не может быть выбран на один поединок, а затем может снова быть выбранным следующим «зачинщиком» и т.д. После четырёх выигранных поединков бойца нельзя выбирать два боя. Перед финалом отдых по договорённости.
1. Бой ведётся до 5-ти очков.
После любого акцентированного попадания одному из противников в поражаемую зону бойцы разводятся. Бой начинается снова.
2. Зона поражения — корпус, выше локтя, выше колена, голова.
3. Обязательно наличие следующих элементов защиты: щит, шлем, перчатка на правую руку. Скрытая защита (ракушка, щитки на суставы) приветствуется.
4. Вес меча не менее 1200 гр. Максимум — 2000 гр. Меч возможно заменить на одноручный топор.
5. На соревнования допускаются участники, достигшие 16 лет.
6. Неактивность бойцов дольше 20 секунд = поражение обоим. Под неактивностью подразумевается отсутствие размена ударами.
7. Длительность паузы «развода» не более 20 секунд.
6) ЗАПРЕЩЕНЫ:
-Колющие удары.
-Удары щитом.
-Любые удары по упавшему или поднимающемуся противнику.
-Любые удары по потерявшему оружие противнику.
5. Турнир лучников.
Каждый участник должен иметь:
1. Свой лук (за использование одного лука несколькими участниками будут сниматься очки).
2. Минимум 5 стрел (Исторические наконечники приветствуются).
Допускаются только исторические и традиционные луки.
Турнир:
1. Первый тур — стрельба по мишени с расстояния 20 метров — 5 выстрелов за 1 минуту.
2. Второй тур — стрельба по мишени с расстояния 25 метров — 5 выстрелов за 1 минуту.
3. Третий тур — стрельба по мишени с расстояния 30 метров — 5 выстрелов за 1 минуту.
4. Четвертый тур — стрельба по мишени с различных расстояний (40,35,30,25 и 20 метров) — по одной стреле с каждого расстояния. Время тура — одна минута.
5. Пятый тур — стрельба с расстояния 30 метров за 30 секунд.
Примечания:
Запрещается втыкать либо класть стрелы на землю, а так же использовать подающего — стрелы должны находиться там где им положено, а именно — в колчане, туле и т.д. Если его нет — затыкайте стрелы за пояс, держите их в руках.
Во время стрельбы отсчет времени останавливаться не будет — если у вас не хватает стрел, можно подобрать уже выпущенные.
Если расстояние стрельбы кому-то покажется маленьким, можно его увеличить.
6. Скандбол.
Игра проходит на ограниченном поле размером 10 на 20 м. 2 команды по 6-8 человек (на начало игры равное кол-во участников). Игроки выходят на поле без фибул и прочих металлических предметов (если погода будет позволять, то лучше всего в одних портах).
Судья выбрасывает мяч на поле и с момента касания мяча земля начинается игра. на момент вбрасывания игроки стоят за своим щитом и не выбегают за эту линию до того момента пока мяч коснётся земли
Задача: занести мяч 2 руками за линию противника и ударить о щит. Щит передвигать нельзя. Игра ведется до 10 голов.
Запрещено:
- удары ногой по мячу и противнику.
- Драться, душить, ломать, противника, применять удушающие и болевые, тыкать пальцами в глаза, нос, уши, опу ну и тд.
- толчки в спину.
Нарушитель удаляется с поля до 1 результативного гола.
Еще пункты:
При образовании «кучи-малы» над мячом, по усмотрению судьи, игра останавливается и проводится повторное сбрасывание.
Пас можно делать в любую сторону.
7. Кубб. Стандартные правила.
8. Тавлеи.
Играем по олимпийской системе. Проигравший выбывает. Жеребьёвка следующим образом — составляется турнирная сетка исходя из количества заявившихся, по количеству делаются номера, ими же нумеруются стартовые партии. Номерки ссыпают в шапку, игроки тянут.
Доска на 9 клеток.
Игроки делают ходы поочередно.
Все фишки перемещаются в любом направлении, кроме диагонали. Игрок может двигать одну любую фишку своего цвета на любое расстояние. Фишки не могут «Прыгать» через другие. За исключением короля ни одна фишка не может вставать на «трон» и угловые клетки. Фишки могут проходить сквозь трон.
Белые пытаются провести короля на одну из угловых клеток.
Если фишка своим ходом зажимает фишку противника между собой и другой фишкой или между собой и угловым квадратом, фишка противника считается съеденной. Съедаться может более одной фишки за раз.
Король считается захваченным, когда его окружают с четырех сторон. При этом сторонами могут считаться угловые клетки, трон, и стороны доски. Когда королю угрожает опасность быть захваченным следующим ходом, черные предупреждают белых (шах королю). Черные выигрывают, если король захвачен. Король может быть захвачен вместе с одной белой фишкой, будучи окружен черными со всех сторон.
Фишка может входить между двумя вражескими. В этом случае она не считается съеденной.
Белые выигрывают, проведя своего короля в один из угловых квадратов. Черные — если им удалось захватить короля. Поскольку силы неравные, играются две партии подряд, обменявшись сторонами. При этом количество съеденных фишек подсчитывается. Победителем, при счете 1:1 считается тот, кто съел больше фишек противника.